Главная Воспитательная работа Мероприятия Классный час к 70-летию освобождения Освенцима

message

 

 

sec int 

sp-test

Профессионалы

sec int

sec int

abilimpiks

opros

chlmt

sec int

sec int

sec int

sec int

sec int

sec int

sec int

 

rucont

yurajt


Департамент образования Вологодской области
Государственная итоговая аттестация в Вологодской области


Вологодский институт развития образования
Муниципальное казенное учреждение «Центр гражданской защиты города Вологды»
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Закон «Об образовании в Российской Федерации» Вопросы и ответы
Закон «Об образовании в Российской Федерации» В брошюре для студентов и их родителей
Закон «Об образовании в Российской Федерации» В брошюре для преподавателей

Классный час к 70-летию освобождения Освенцима Просмотры: 5194 Печать

osvencim 127 января исполнилось 70 лет со дня освобождения войсками 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева, крупнейшего и наиболее долго просуществовавшего нацистского концентрационного лагеря Освенцим.

С 1941 по 1945 годы на его территории были умерщвлены около 1 400 000 человек. Освенцим стал символом преступлений нацизма перед лицом человечества.

С целью воспитания у обучающихся чувства патриотизма и  гражданского долга, уважения к памяти защитников Отечества в колледже были проведены классные часы в учебных группах с I по IV курс. 

 

Классный час к 70-летию освобождения Освенцима.

Педагог: Сегодня мы приоткроем одну из страшных страниц  Второй Мировой войны и поговорим об узниках фашистского  концентрационного лагеря – Освенцим. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

Студент 1: За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, шовинизма принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила.

Студент 2: Освенцим освобождён 27 января 1945 года советскими войсками. В 1996 году правительство Германии объявило 27 января, день освобождения Освенцима, официальным днём памяти жертв Холокоста. Резолюцией ООН 60/7 от 1 ноября 2005 года день 27 января был объявлен всемирным днем памяти жертв Холокоста. По обнародованным в 2010 году данным, в Освенциме было уничтожено около 4 миллионов человек, а 27 января 1945 года, когда советские войска взяли город, в «лагере смерти» нашли живыми только 7,5 тысяч заключённых. Освенцим-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста. 

Студент 1: В немецких правительственных канцеляриях в строжайшем секрете вырабатывался чудовищный план истребления  и свыше 30 млн. славян. И уже в первые месяцы войны фашисты приступили к физическому уничтожению славянских народов.

Студент 2: Лагерь Освенцим – один из самых больших и печально известных нацистских лагерей смерти. Аушвиц, так называли немцы Освенцим, был одним из 6 лагерей смерти на территории Польши. Но только он был предназначен для уничтожения евреев со всей Европы. Остальные работали по территориальному принципу.

Педагог: Нашим современникам сложно говорить о тех зверствах, которые творились в концентрационных лагерях. Познакомимся с воспоминаниями узников Освенцима.

История 14-летнего партизана Ковалева

osvencim 6Студент 3: Утром 27 января 1945 года 16-летний Женя Ковалев проснулся на втором ярусе нар блока № 32 концентрационного лагеря Освенцим от жгучего чувства голода. Ждать завтрака – кружки чая – было невыносимо трудно. Вокруг было непривычно тихо – ни лая овчарок, ни окриков охраны не было слышно, потом на глаза навалилась пелена.

Студент 4: «Это, наверное, был голодный обморок. Когда я очнулся, в бараке никого не было, я осторожно выглянул на улицу. Толпы людей ходили из стороны в сторону. Это было не по правилам. Я испугался, особенно от того, что среди полосатых роб мне почудились люди в форме Красной армии и при оружии», – вспоминает бывший узник Освенцима № 149568 Евгений Филиппович Ковалев.

Студент 5: В три года Женя Ковалев остался без матери. Воспитывали и кормили его старшие братья и сестры, которых у него было четверо. В 1941 году, когда на Смоленщину пришли немцы, ушел вместе с ними в партизанский отряд, в котором его назначили связным. Юному партизану тогда было всего 14 лет.

Студент 3: «Мы с приятелем получили задание, – разведать на дороге Смоленск-Витебск, как охраняются мосты. Не дошли до одного из них метров 50, видим, – навстречу едет машина, остановилась: «Кто такие?» Мы говорим: «Скотину ищем, – корова потерялась». Ну, нас сразу в машину и повезли в Рудню, в тюрьму. Били палками, шомполами, все допытывались, где находится отряд, кто руководит. Мы ничего не сказали. Почему нас не убили – не знаю…», – говорит Евгений Ковалев.

Студент 4: Из тюрьмы Женю Ковалева отправили в Освенцим. В лагерь обоих молодых партизан привезли ночью.

Студент 5: «Мы и понятия не имели, куда нас везут. Все освещено, собаки, автоматчики. Остригли, и – в карантин. Через неделю из 700 человек в живых нас осталось только 150. У них это называлось - «селекция». Оттуда нас направили в 32 блок», - рассказывает бывший партизан 

Студент 3: В Освенциме Евгений Ковалев находился с 1943 по 1945 годы. Работал на строительстве овощехранилища, недалеко от железнодорожной станции. 

osvencim 5Студент 4: «Подъем был в 6 утра, работали по 12 часов, в 10-11 вечера – отбой. Утром – чай, днем – баланда, вечером – чай и буханка хлеба на четверых. Каждое утро в нашем бараке не просыпалось человек по пять или семь. Но не это самое страшное. Самое страшное – это «селекция». Ее проводили раза два в месяц. На улице раздевали по пояс, осматривали. Не прошел «селекцию» - в крематорий! Еще трупы жгли открытым способом, – ну, то есть в глубоких ямах», - вспоминает бывший узник Освенцима. 

Студент 5: Евгений Филиппович говорит, что в свободное время никто ни с кем не общался, а если и случались разговоры, то только о еде. Чтобы что-то снилось, тоже не помнит, – слишком уставали на работе. Пожилой человек смог припомнить только один сон, который он увидел на Новый год: «Хлеб приснился, да и картошка, такая отварная, горячая, с солью, больше и не вспомню». 

Студент 3: Телесным наказаниям Евгений Ковалев подвергся только один раз: «Правило было такое – идет кто-нибудь из немцев, надо было снимать полосатую «тюбетейку» и опускать голову. А я не заметил охранника. Ну, вот в пятницу, после работы – это был день наказаний, меня «пригласили» на улицу. Велели лечь на землю, я лег, конечно. Били эсесовцы плетками, в основном – по мягкому месту. Зад потом долго был черного цвета. Избили – и в бассейн с холодной водой, бегаешь, пока не упадешь…»

Студент 4: 27 января 1945 года Евгений Филиппович Ковалев считает своим вторым днем рождения. Помнит, что в Освенциме в этот день все кричали «Ура!»

История солдата-освободителя Освенцима

osvencim 2Студент 6: Владимир Черников старше Евгения Ковалева на 3 года. Он вошел в ворота лагеря смерти освободителем, 70 лет назад ему было всего 19 лет, и он только что вернулся из госпиталя после ранения 

Студент 7: «Первым к нам подошел мужчина в полосатой робе с повязкой на левом глазе. Он курил что-то такое вонючее, что мы спросили его: «Что за табак такой?» Он сказал, что курит солому. Нас было восемь человек, я не курил тогда, но был старшим и велел всем «выгрузиться». Мужчина, увидев несколько пачек папирос, упал на колени, мы его подняли на ноги, он аккуратно сложил табак в свою сумочку и предложил нам посмотреть лагерь, – на экскурсию повел», - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Владимир Черников.

Студент 8: По дороге бывший узник Освенцима приподнял повязку и показал загноившуюся рану, пояснил, что эсесовцы ему плеткой с металлическим наконечником выбили глаз. 

osvencim 4Студент 6: «По дороге в крематорий, мы встретили несколько женщин. У нас была инструкция – ни с кем не целоваться, никого не трогать. Но они бросились нам на шею и стали целовать, молча! Мы плакали, они плакали. Ну, как я мог кого-то оттолкнуть?!», – говорит ветеран войны. 

Студент 7: Самое большое впечатление на молодого солдата в тот день произвели люди, которые лежали на нарах и не могли встать. Врачей не хватало, и как им помочь было не понятно.

Студент 8: «Мы зашли в один барак после крематория. Там я видел пепел, на входе – вещи и одежду… И вот когда я зашел в барак, я еще подумал: «живой пепел». Не передать это ощущение – вроде живой человек, а вроде – нет. Шоковое состояние такое было, вышел – бродят толпы народа, все в полосатых робах. Женщины в каких-то серых, засаленных то ли халатах, то ли платьях, на ногах – деревянные колодки… Кто-то сидел на земле и жевал траву… Детей не видел, а женщин было много. Трупов не видел», –рассказывает освободитель Освенцима. 

osvencim 3Студент 6: Владимир Черников пробыл в «лагере смерти» всего три часа, надо было идти дальше – освобождать Европу. Потом на его боевом пути были еще два концлагеря, но самое сильное впечатление осталось от Освенцима. 

Студент 7: Немцы оставили этот лагерь вечером 26 января. Они уходили спешно, но, тем не менее, взорвать несколько крематориев и уничтожить большую часть архивных документов успели. Наиболее трудоспособных узников нацисты заблаговременно вывезли в Германию. На день освобождения лагеря в Освенциме находилось более 7 тысяч человек. Прилегающая территория была заминирована, поэтому саму «фабрику смерти» 27 января 1945 года от наступающих советских войск уже никто не оборонял. Считается, что при освобождении самого известного в мире концентрационного лагеря погибло около 300 красноармейцев, в основном – это были подрывы на минах. 

Студент 8: По официальным данным, с 1941  по 1945 годы в концлагере Освенцим, находившемся на территории  Польши, были умерщвлены около 1 миллиона 400 тысяч человек. Только за последние два года – с 43-го по 45-й, по свидетельству медицинской сотрудницы «лагеря смерти», от голода и холода в этом лагере погибло около одной тысячи детей. 1,5 тысячи младенцев были утоплены сразу после своего рождения.

Рапорт акушерки из Освенцима

Студент 9: Полячка Станислава Лещинска решилась рассказать всю правду о положении детей и матерей в Освенциме только в 1965 году. Целых 20 лет она хранила молчание.

Студент 10: «Среди огромного количества женщин, доставлявшихся туда, было много беременных. Функции акушерки я выполняла там поочередно в трех бараках, которые были построены из досок, со множеством щелей, прогрызенных крысами. Внутри барака с обеих сторон возвышались трехэтажные койки. На каждой из них должны были поместиться три или четыре женщины - на грязных соломенных матрасах. Было жестко, потому что солома давно стерлась в пыль, и больные женщины лежали почти на голых досках, к тому же не гладких, а с сучками, натиравшими тело и кости», – из воспоминаний Станиславы Лещинской.

Студент 11: По свидетельству акушерки, в бараках-роддомах было так же холодно, как и в остальных помещения лагеря. Печку топили только несколько раз в году. За водой Станислава ходила сама, на то, чтобы принести одно ведро уходило минут двадцать.

«В этих условиях судьба рожениц была плачевной, а роль акушерки - необычайно трудной: никаких асептических средств, никаких перевязочных материалов. Врач в Освенциме имел в своем распоряжении лишь несколько пачек аспирина», – вспоминает Станислава Лещинская. 

Студент 9: «Количество принятых мной родов превышало 3 тысячи. Несмотря на невыносимую грязь, червей, крыс, инфекционные болезни, отсутствие воды и другие ужасы, которые невозможно передать, там происходило что-то необыкновенное. Однажды эсэсовский врач приказал мне составить отчет о заражениях в процессе родов и смертельных исходах среди матерей и новорожденных детей. Я ответила, что не имела ни одного смертельного исхода ни среди матерей, ни среди детей. Врач посмотрел на меня с недоверием. Сказал, что даже усовершенствованные клиники немецких университетов не могут похвастаться таким успехом. В его глазах я прочитала гнев и зависть. Возможно, до предела истощенные организмы были слишком бесполезной пищей для бактерий», - из воспоминаний Станиславы Лещинской. 

Студент 10: Свое двадцатилетнее молчание бывшая узница концлагеря в 1965 году объяснила своей озабоченностью тенденциями, возникающими в польском обществе. На фоне недавнего заявления министра иностранных дел Польши о том, что Освенцим освобождали украинцы, ее слова выглядят просто пророческими: «Если в моем Отечестве, несмотря на печальный опыт войны, могут возникнуть тенденции, направленные против жизни, то я надеюсь на голос всех акушеров, всех настоящих матерей и отцов, всех порядочных граждан в защиту жизни и прав ребенка». 

Студент 11: В одно и то же время с польской акушеркой в Освенциме находилась молодая русская девушка. Но пути их в лагере не пересеклись. В 1945 году 19-летняя Катя Давыденкова вообще была уверена, что после опытов, которые проводились с женщинами-узницами, она уже никогда не станет матерью.

Исповедь Екатерины Давыденковой 

osvencim 7Студент 1: «В первый день, когда мы ехали по лагерю на машинах, мы вдруг смотрим, – из той машины, что ехала впереди, выпали две туши, думали - мясо везут. А тут появляются двое в полосатой одежде, и бросают туши обратно, в машину. Только тогда мы разглядели, что это были человеческие тела, и совсем без одежды. Голые, тощие люди…с этого момента мы стали понимать, что нас ждет», –рассказывает бывшая узница Освенцима.

Студент 2: По пути на фильтрационный пункт Катя еще успела увидеть, как в открытой траншее в костер из человеческих тел подбрасывали дрова. 

Студент 3: «Это были метровые березовые поленья, я хорошо их разглядела. Я думаю теперь, что если бы я попала в этот ад сегодня, то и двух дней бы не выдержала, - это точно. А тогда была молодой, и хорошо помню одну мысль: «надо выжить, надо выжить», –  говорит бывшая узница. 

Студент 1: Перед газовой камерой всем спутницам Кати выдали металлические бирки, со словами: «Будете уходить домой, пригодятся». Затем раздели всех догола, и отвели в душевую 

osvencim 8Студент 2: «Сверху льется кипяток, потом – ледяная вода, потом опять кипяток, потом ледяная, - «селекция» называется. Потом на стенах замигали красные лампочки, и пол под нами начал медленно раздвигаться, и мы увидели, что стоим над настоящей печью. Одна полячка стала орать: «Мы – политические, мы – политические! Освободите нас!» Лампочки кто-то выключил, и пол сдвинулся. Завели в другое помещение, а там полки, как в бане, стали загонять всех повыше, пустили туда пар, люди начали падать сверху вниз. Лежу на полу, а они все валятся и валятся…», – говорит Екатерина Давыденкова. 

Студент 3: Позже на улице оставшимся в живых велели выбрать из кучи платьев, сшитых из лоскутов, себе одежду, выдали «гольцшуе» – деревянные башмаки.

Студент 1: «Отвели потом в баню, что ли, - опять раздели догола, вода по колено, стали накалывать номера на руку. Сначала карандашом писали, а потом такими сдвоенными иголками, обмотанными нитками, кололи. Я ничего не чувствовала уже, только смотрела на цифры – 79663. Не страшно…пустяки…пустяки, по сравнению с общей картиной», - вспоминает 89-летняя женщина. 

Студент 2: В лагере она работала на строительстве. Работала, как и все по 12 часов. В основном, рыла траншеи. Перерыв был только один – на обед. «Один раз устала, не выдержала, и присела на землю. Тут же подбежала ко мне овчарка и прямо в лицо дышит, язык красный, длинный! Я так перепугалась. Мне несколько лет только это и снилось – подбегает ко мне эта овчарка, а я убегаю», - говорит Екатерина Давыденкова. 

Студент 3: У меня там, в бараке был тайник за стойкой кровати – столовая ложка, я ее где-то на улице нашла, не помню уже. Так вот, представляете, когда нас возили на 30-летие освобождения Освенцима на экскурсию, я думаю: «Дай посмотрю!» Полезла, и нашла эту ложку… Я так испугалась, прямо окаменела, говорить даже не могла. Повезла ее в Москву, хотела в музей сдать. Приезжаю домой, сумку открываю, а там – ничего нет! Рассыпалась моя ложка в порошок! Что это было? До сих пор не знаю. Но в этом году на 70-летие я бы поехала, только никто не позвал. Путина не позвали и меня - обидно!». 

Студент 1: Чтобы  не повторились ужасы концлагерей, люди  всегда должны помнить, какой ценою завоевано наше счастье и к чему может привести разгул фашизма. Люди! Будьте бдительными! 

Студент 4: К. Симонов говорил: «Общая ненависть к фашизму … должна и сейчас сохраниться в   арсенале наших чувств.

Фашизм – это человеконенавистничество.

Фашизм – это презрение к другим народам.

Фашизм – это культ грубой силы.

Фашизм – это унижение человеческой личности.

Фашизм – это идеология, при помощи  которой один человек хочет  сделать  другого человека рабом.                                               

Студент 5: Беречь мир на земле призывают нас и оставшиеся в живых ветераны Великой Отечественной войны, бывшие  узники концлагерей. 

Студент 6: И мы с вами должны всегда помнить, что  будущее в наших руках, и нам необходимо приложить все силы, чтобы уберечь  мир от войны, отстаивать  его для себя, и будущих потомков… Я  надеюсь и верю, что вы все с пониманием отнесётесь к урокам прошлого и будете достойными защитниками нашей Родины.

Студент 4:

Покуда сердца  стучатся, – помните!

Какою ценой

завоёвано счастье,

пожалуйста,

помните!

 

Источники:

1. Википедия. ru.wikipedia.org      
3. «Реквием» Р. Рождественский.
4. «Уроки на  будущее»  К. Симонов.
Обновлено 31.03.2015 14:24

Автор: Попова Валентина Викторовна   
25.01.2015 10:56
 

Добавить комментарий

Заполняя данную форму, даю свое согласие на обработку персональных данных


Защитный код
Обновить



Войти